01.09.2021
Здравствуйте, уважаемые
коллеги и гости нашей странички на сайте ДОУ!
Главной целью нашей работы в
детском саду является сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Поэтому, рада приветствовать
на своей странице всех, кто заинтересован во всестороннем и гармоничном
развитии личности своего ребенка, и тех, кто не равнодушен к проблемам,
потребностям и особенностям психического развития дошкольников.
Страничка адресована детским
психологам и воспитателям, специалистам, работающим в системе дошкольного
воспитания, а также родителям детей дошкольного возраста.
Все специалисты нашего
детского сада готовы к общению с вами.
Мы ответим на интересующие вас
вопросы, связанные с воспитанием дошкольников, психологическим развитием
дошкольников, с физической и оздоровительной работой, медицинским обслуживанием
в детском саду.
Что делает психолог в детском саду?
Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка педиатр,
логопед, воспитатель и школьный учитель. Нужен ли в этом перечне еще и детский
психолог? А если нужен, то чем детский психолог отличается от других
специалистов? Попробуем ответить на эти вопросы.
Детского психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни
с любым другим врачом – это не медицинская специальность. Детский психолог не
ставит диагноз, не выписывает рецепты. Он занимается не состоянием внутренних
органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень
детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Детский психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что
происходит с их ребенком и c ними. Психолог работает с актуальным состоянием
ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной
ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю
(педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти
решение.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для
большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного
процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей.
Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает
поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются
посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим
специалистам определенного профиля (логопеду, врачу, социальным службам и т.п.)
Родители, дети которых проходят психологическое тестирование, часто
волнуются, что результаты станут известны другим людям. Знайте, одна из
этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких
имён. Вся информация по результатам психологического тестирования ребёнка
передаётся родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Поступая в ДОУ родители (законные представители) подписывают СОГЛАСИЕ на психологическое сопровождение ребенка. Родители имеют
право отказаться от психологического сопровождения ребенка в детском саду. В
этом случае работа с ребенком возможна только после личного обращения родителя
к психологу или заведующей ДОУ, оформив новый документ на психологическое
сопровождение.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление
психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а
также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении
психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных
ситуациях.
Задачи
· Выявление причин
нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей
посредством диагностического обследования;
· Преодоление нарушений в
развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно –
развивающих программ
· Психологическое сопровождение
детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
· Психологическое
сопровождение детей старших групп, подготовка к школе, отслеживание динамики
развития
· Содействие развитию
личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
· Оказание консультативной
помощи родителям и педагогам
· Повышение психолого –
педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании
ребенка
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно -
образовательного процесса:
1. Оказание
психологической помощи детям:
- Психологическая диагностика
- Коррекционно – развивающая работа
- Психологическое сопровождение ребенка
- Психологическое просвещение и профилактика
2. Сотрудничество с
родителями в решении психологических проблем детей:
- Консультирование по проблемам развития
- Информирование по итогам психологической
диагностики и коррекционно – развивающей работы
- Психологическое просвещение по вопросам
воспитания и развития детей
3. Сотрудничество
с педагогами и другими специалистами в решении психологических проблем
воспитанников:
- Консультирование и информирование педагогов по
психологическим вопросам воспитания и развития;
- Психологическое просвещение и профилактика
- Взаимодействие с другими специалистами
4. Консультирование
администрации по результатам анализа данных психологического скрининга и другим
вопросам
В ДОУ функционирует 6 групп
Что же делает психолог в ДОУ?
Возрастная
группа |
Что делает
психолог? |
группа раннего возраста (1,5- 2 года) |
|
I младшая группа (2- 3 года) |
|
II младшая группа (3 - 4 года) |
|
(4 - 5 лет) |
|
старшая группа (5 - 6 лет) |
|
подготовительная группа (6 - 7 лет) |
|
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
Психологическая диагностика в работе психолога ДОУ
Психологическая
диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии
детей и определения путей для их разрешения. Кроме того, диагностика дает
возможность отследить эффективность собственной деятельности (консультирования,
коррекционно - развивающей работы, сопровождения и т.д.).
Психодиагностика в
учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера
- Регуляторно - волевая сфера
- Эмоционально – личностная сфера
- Коммуникативная сфера
Диагностика адаптации детей к ДОУ осуществляется посредством
ежедневного наблюдения в течение трех недель. На каждого ребенка
заполняется бланк адаптации, ведение которого осуществляется совместно с
воспитателем группы. Параметрами наблюдения являются: эмоциональное
состояние ребенка, аппетит, сон, участие в игровой и совместной деятельности,
частота заболеваний и др. Итог наблюдения адаптации детей к ДОУ отражается
в аналитической справке. На протяжении этого периода
выявляются трудно адаптирующиеся дети, определяются причины проблемной
адаптации и стратегия оказания помощи.
В младшем дошкольном возрасте психологическая диагностика
проводится в одном из двух вариантах:
- психологическое обследование детей 3 – 4 лет (2-я младшая группа) проводится
с целью раннего выявления отклонений в развитии и разработке
соответствующих рекомендаций педагогам и родителям. Диагностика проводится
индивидуально по запросу педагогов и родителей.
- психологическое обследование детей 4 - 5 лет (средняя группа) в рамках
работы ПМПк с целью определения детей, нуждающихся в группе компенсирующей
направленности задержки психического развития. Диагностика проводится
индивидуально по запросу логопедов, педагогов и родителей.
Диагностика в старших группах в начале учебного года помогает выявить
детей, недостаточно готовых к школе, и организовать развивающие
мероприятия. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную»
группу, проходят углубленную индивидуальную диагностику, позволяющую определить
причины возникших трудностей и определить стратегию оказания развивающей
помощи. Итоги диагностики отражаются в групповом заключении (в обобщённой справке).
В конце учебного года проводится скрининг – обследование (проверка)
готовности детей к обучению в школе с целью прогнозирования школьных
трудностей. Результаты итоговой диагностики отражаются в аналитической справке ДОУ и личных картах детей.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным
запросам родителей и педагогов. Данный вид деятельности включает
наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную
диагностику. Результаты индивидуальной диагностики также оформляются
в заключении
Коррекционно-развивающая работа психолога в ДОУ
Адресатом психологической помощи
является ребенок.
Психологическая помощь организуется:
- по запросу (и его
обоснованности) педагогов и родителей;
- на основании результатов
психологической диагностики;
- на основании рекомендаций
ПМПК.
Коррекционно – развивающая работа
проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых
группах). Дети объединяются в подгруппы с учетом схожести проблем, зон
актуального и ближайшего развития, особенностей эмоционально – волевой сферы.
Для детей с задержкой психического развития разрабатываются индивидуальные
коррекционно – развивающие программы, учитывающие потенциальные возможности и
имеющиеся трудности ребенка, его индивидуальные особенности.
В работе с "нормативными" детьми используются программы разных
авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам развития (коррекции).
Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий
зависит от объема коррекционно – развивающей программы.
Эффективность
коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического
обследования.
Основные методы
коррекционно – развивающих воздействий:
- Игровая терапия
- Арт-терапия
- Куклотерапия
- Песочная терапия
- Психогимнастика
- Релаксационные упражнения
- Игры по развитию сенсомоторики и тактильной
чувствительности
- Упражнения для развития познавательных процессов
Психологическое просвещение и профилактика
Основной целью
психологического просвещения и профилактики является предупреждение возможных
отклонений в психическом развитии детей и в становлении личности, а также
повышение психологической культуры педагогов и родителей.
С этой целью
подбирается необходимая актуальная стендовая информация,
организовываются тематические встречи с родителями и выступления на
родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и
педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
· стендовая информация
об индивидуальных различиях и возрастных особенностях детей,
· влиянии семейного воспитания и его типах, возрастных
кризисах детей,
· памятки для родителей о
возрастных особенностях детей и другой тематики,
· беседы и лекции с
педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и
родителями,
· сотрудничество в подборе
доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей,
· проведение родительских
собраний - тренингов
Консультативная деятельность психолога ДОУ
Консультативная помощь
оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме.
Консультации психолога
организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным
согласованием удобного для родителей времени с целью осознания проблемы и
нахождения оптимальных путей ее решения,
- по самостоятельному обращению родителей и
педагогов по проблемам воспитания и развития детей,
- по личным обращениям сотрудников учреждения,
- активная консультативная помощь оказывается
родителям и педагогам в период адаптации детей к условиям ДОУ
Итогом психологического
консультирования становятся варианты прогнозов развития и рекомендации,
изложенные в понятной для клиента форме с описанием практических и
коммуникативных действий, которые направлены на решение проблемы или снижение
ее интенсивности. Для родителей рекомендации оформляются памяткой.